VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Внутренний и внешний долг России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002589
Тема: Внутренний и внешний долг России
Содержание
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



КУРСОВАЯ РАБОТА
По экономическая теория

Внутренний и внешний долг России


Выполнила
студентка 1 курса, 161 группы
очной формы обучения                                                                   Диянова П. А.

Научный руководитель
Доцент (к.н.)                                                                                     Обухович Н.В.




Тюмень 2017
Регистрационный номер (кафедра экономической теории и прикладной экономики)                                                                                                       Дата
__________                                                                                                 _.05.2017
Работа выполнена на кафедре экономической теории и прикладной экономики 
Финансово-экономического института ТюмГУ 
по направлению (специальности) «экономическая безопасность» 
по дисциплине  «экономическая теория».













Допущено к защите:
___.05.2017
_____________
Защищена
Оценка______________
___.05.2017
__________








ОГЛАВЛЕНИЕ

      ВВЕДЕНИЕ	4
      ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА	5
      1.1.Понятие и сущность государственного долга	5
      1.2. Роль государственного долга в экономике	6
      ГЛАВА2.АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ	12
      2.1.Анализ состояния внутреннего долга России	12
      2.2.Анализ состояния внешнего долга России	20
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ	26
      СПИСОК ИСТОЧНИКОВ	27



ВВЕДЕНИЕ

     Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
     Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства. Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг - это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.
     Цель работы: исследовать внутренний и внешний долг России.
     Задачи:
     1.Изучить понятие и сущность государственного долга;
     2.Выявить роль государственного долга в экономике;
     3.Проанализировать современное состояние внутреннего долга России;
     4.Проанализировать современное состояние внешнего долга России.
     Объект исследования: государственный долг РФ.
     Предмет исследования: внешний и внутренний долг РФ.
     Методологическую основу исследования составляет использование обработки и анализа научных источников, анализ научной литературы, учебников и пособий, а также интернет изданий по исследуемой проблеме.

ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
     
1.1.Понятие и сущность государственного долга
     
     
     С экономической точки зрения: «Государственный долг - это система денежно-кредитных отношений, в результате которых происходит перераспределение временно свободных денежных средств резидентов и нерезидентов, иностранных государств и международных финансовых организаций в процессе которых образуется долговые обязательства для удовлетворения государственных потребностей» [5]. 
     В определении А.Э. Дж. Долан, К.Д. Кэмпбелл и Р.Дж. Кэмпбелл четко выделена причина возникновения государственного долга: «государственный долг - это аккумулированная сумма бюджетных дефицитов прошлых лет». 
     В 97 статье Бюджетного кодекса РФ сказано, что «К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса» [5]. 
     В статье 2 Бюджетного кодекса Украины определено, что «государственный долг - общая сумма долговых обязательств государства по возврату полученных и непогашенных кредитов (займов) состоянием на отчетную дату, которые возникают в результате государственного заимствования» [5]. 
     Исходя из вышесказанного, можно выделить общие положения понятия «государственный долг»: 
     - это долговые обязательства государства; 
     - они появляются вследствие бюджетного дефицита; 
     - имеют возвратную и возмездную основу; 
     - возникают перед физическими и юридическими лицами отечественного или иностранного государства, международными финансовыми организациями и иными субъектами международного права; 
     - в результате заимствований происходит перераспределение временно свободных денежных средств для удовлетворения государственных потребностей. 
     В настоящее время рост государственной задолженности рассматривается как условие экономического развития. С помощью государственного долга обеспечивается способность государства решать поставленные социально-экономические задачи, с его помощью осуществляется государственное регулирование экономики. Причем, государственный долг может иметь как положительное значение для страны, так и отрицательное. 
     
     
1.2. Роль государственного долга в экономике
     
     
     Положительное значение государственных заимствований состоит в том, что: 
     - эмитируя долговые обязательства, государство воздействует на процессы сбережения, накопления населения и хозяйствующих субъектов, и тем самым, с одной стороны, позволяет иметь инвесторам ликвидный и доходный инструмент в активах, а с другой способствует нормализации денежного обращения в стране, уменьшая денежную массу в процессе выпуска очередного транша и увеличивая ее в периоды погашения; 
     - предоставляя государственные гарантии по кредитам перспективным предприятиям и малому и среднему бизнесу решаются проблемы стимулирования производства, строительства, в результате чего снижается уровень безработицы, а значит, ускоряются процессы социально-экономического развития страны. 
     - государственные заимствования не увеличивают совокупный спрос, а только меняют его структуру, то есть государственные заимствования относятся к неифляционным источникам финансирования дефицита бюджетов; 
     - долговые заимствования относятся к неналоговым методам финансового регулирования экономики, и если заимствования направляются не на погашение дефицита бюджета, а на реализацию каких либо инвестиционных проектов в строительстве, промышленности долгосрочного характера, приносящие доход в последующем, то они позволяют исполнительным органам власти перераспределять налоговое бремя во времени между поколениями населения страны, в отличии от бюждетного финансирования за счет налоговых поступлений; 
     - межправительственные займы и иные заимствования у международных финансовых организаций являются фактором укрепления международного сотрудничества. [9]
     Однако, государственный долг имеет и отрицательное влияния на социально-экономические процессы, которое проявляются в том, что: 
     - в случае, если значительную часть государственного долга составляют внешние заимствования, то при ухудшении состояния отечественной экономики и проведении девальвации национальной денежной единицы государственный долг, выраженный в национальной валюте, возрастает; 
     - увеличение государственной задолженности темпами превышающими рост ВВП, приводит к ухудшению показателей характеризующих страну как заемщика, и суверенный кредитный рейтинг страны может быть снижен, что в свою очередь является фактором на который ориентируются инвесторы при размещении средств в ценные бумаги государства; 
     - значительное увеличение внешнего долга, превалирование его над внутренним, делает страну зависимой не только от отечественной экономики, но от состояния мировой экономики и доступности для нее международных рынков капитала; 
     - часто получение ресурсов на международных рынках, у международных финансово-кредитных организаций таких как МВФ, Всемирный Банк связано с выполнением ряда условий, что делает страну и ее правительство экономически зависимыми от других стран и организаций, иногда такая зависимость ведет и к потере политической независимости; 
     - государственные долговые обязательства считаются самыми низко рискованными, и инвесторы безусловно предпочитают вложения в государственные ценные бумаги, в результате чего при чрезмерном увеличении государственного долга ограничиваются инвестиционные возможности в реальные сектора экономики, эти негативные тенденции усиливаются при высокой доходности государственных бумаг. 
     - высокая доходность государственных бумаг увеличивает их привлекательность, что в совокупности с другими факторами ведет к уменьшению свободных ресурсов на рынке и увеличению ставки банковского процента по кредитным ресурсам; 
     - увеличение заимствований, высокие процентные ставки ведут к необоснованному росту бюджетных средств на обслуживание государственного долга, а значит, отвлекает бюджетные ресурсы для инвестирования, что в итоге негативно сказывается на хозяйственном и социальном развитии страны; 
     - государственный долг в итоге должен быть погашен за счет средств бюджета, основным источником пополнения которого являются налоговые и неналоговые доходы, таким образом, средства, полученные от заимствований это взятые в долг налоги, особенно если используется на погашение бюджетного дефицита, следовательно, государственная задолженность перекладывается на плечи будущего поколения. [5]
     Таким образом, наращивание государственного долга может быть направленно на положительные сдвиги в структуре общественного производства, а с другой стороны может являться отражением кризисных процессов в экономике. 
     В настоящее время в мире есть только 5 государств или территорий с особым статусом, который дает право на ведение самостоятельной экономической политики, не имеющих долгов: это Макао-автономия в составе КНР, Палау, Британские Виргинские острова, входящие в состав Соединенного Королевства, Бруней и Лихтенштейн. [5] 
     Остальные страны проводят политику долгосрочного бюджетного дефицита, требующую наращивания заимствований. При этом основная часть задолженности, возникла в последние два - три десятилетия. 
     Важнейшим показателем, характеризующим состояние государственного долга, является отношение долга к валовому внутреннему продукту. ВВП - это показатель, отражающий рыночную стоимость всех произведенных за год товаров и услуг во всех отраслях экономики в стране для потребления, экспорта и накопления. 
     Поэтому, показатель государственного долга к ВВП показывает возможность обслуживания долга за счет произведенного в стране продукта за год. Причем, если наблюдается рост ВВП, то и долг может увеличиваться, главное, чтобы темпы роста ВВП превышали темп роста долга. Превышение темпов роста государственного долга свидетельствует о том, что заимствования идут не на воспроизводство, не на вложения в перспективные отрасли народного хозяйства, а значит не на стимулирование экономического роста, а на погашения дефицита государственного бюджета. 
     А если темп роста госдолга систематически превосходит темпы роста ВВП, то это говорит о изменении структуры инвестиций из реального сектора в государственные долговые обязательства, что отражается снижением объема производственного капитала в экономике в целом.
     Не следует забывать, что государственный долг свидетельствует о разрыве между экономическими возможностями и социальными потребностями страны, а значит, с ростом государственного долга социальные потребности превалируют над реальными возможностями страны. В свою очередь, рост государственного долга неизбежно приводит к увеличению дефицита бюджета, что в свою очередь приводит к ограничению социальных выплат, а это оказывает существенное влияние на благосостоянии граждан государства. 
     Стоимость текущего обслуживания долга для некоторых стран может привести к ограничению возможностей по управлению долгом, или даже к дестабилизирующему воздействию на экономику в целом, особенно при любых финансовых кризисах, порожденных хоть внутренними проблемами страны, хоть мировыми процессами. 
     Рост государственного долга вызывает рост процентных платежей, и увеличение стоимости заимствований даже на 0,5 процентных пункта может привести к увеличению стоимости текущего обслуживания долга на миллионы долларов. [5]
     Конечно, правительства всех стран, особенно развивающихся, принимают различные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это может не только ограничить доступ к мировым финансовым ресурсам, но и увеличить стоимость заимствований. 
Полное погашение государственного долга большинства стран мира в настоящее время становится нереальным из-за его размера, и государственный долг начинает напоминать «долговой пузырь». 
     Для предотвращения его раздувания необходимо: 
     - четко координировать долговую политику государства с финансовой и экономической политикой; 
     - обеспечивать эффективное целевое использование привлеченных средств; 
     - улучшать контроль за использованием заемных средств, с целью оптимизации расходы и дополнительных способов экономии; 
     - сохранять темпы прироста госдолга на уровне прироста ВВП, путем направления заемных средств на развитие экономики страны, 
     - расширять и диверсифицировать экспортный потенциал; 
     - облегчать бремя внешнего долга путем увеличения объемов привлечения иностранных инвестиций; 
     - создавать условия для предотвращения оттока капитала за пределы страны; 
     - оптимизировать структуру государственных займов так, чтобы дефицит бюджета не угрожал безопасности страны; 
     - осуществлять мониторинг динамики долговых выплат, в целях минимизация стоимости долга за счет увеличения срока заимствований и снижения доходности по долговым обязательствам; 
     - создавать оптимальную структуру государственных займов, с целью снижения затрат на обслуживание долга: 
- регулировать график погашения долга таким образом, чтобы основные выплаты приходились на моменты ожидаемого роста экономики, в целях минимизации риска для экономики страны; 
     Таким образом, необходимо отметить, что взаимные долговые обязательства разных стран мира являются фактором стимулирующим экономическое развитие страны и укрепляющим международное сотрудничество. 
ГЛАВА2.АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ
     
2.1.Анализ состояния внутреннего долга России
     
     Согласно проведенным исследованиям, государственный долг, являясь экономической категорией, представляет собой совокупность экономических отношений, которые возникают между государством, представленным органами власти, с одной стороны и физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика и (или) гаранта.
     В соответствии со ст. 6 БК РФ, под государственным внутренним долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов1. Государственный внутренний долг РФ включает в себя задолженности прошлых лет и вновь возникающие задолженности, которые обеспечиваются всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. [4]
     Долговые обязательства РФ могут быть представлены в форме:
     * кредитов, полученных Правительством РФ;
     * государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
     * других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
     Управление государственным долгом - это определение порядка, условия выпуска (выдачи), а также деятельность по размещению долговых обязательств Российской Федерации.
     Управление государственным долгом осуществляется Правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
     Рассуждая о внутреннем государственном долге, необходимо в первую очередь установить истоки возникновения государственного долга и проследить динамику его развития. Историю развития внутреннего государственного долга можно разделить на 5 этапов:
     * Первый этап (1993-1995 гг.) можно охарактеризовать сравнительно небольшим размером внутреннего государственного долга, состоящего из ценных бумаг. На тот момент времени использовались только два вида ценных бумаг – облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГЗ) и государственные краткосрочные облигации (ГКО).
     * Второй этап (1996 - 1997 гг.) связан с ростом государственного внутреннего долга. Активно использовались такие инструменты, как ГКО, Облигации Федеральных Займов (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и ОВГВЗ, выпускаемые в больших объемах.
     * Третий этап (конец 1997 - сер. 1998 гг.) характеризовался дальнейшим развитием государственного внутреннего долга, завершившимся дефолтом в августе 1998 года, вследствие чего рынок государственных ценных бумаг был свернут.
     * Четвертый этап (2002-2008 гг.). Динамика государственного внутреннего долга приняла иное направление развития, так как выпуск ценных бумаг стал осуществляться в целях стерилизации лишней ликвидности и рефинансирования долга, а не для покрытия дефицита государственного бюджета. В связи с этим практически из обращения вышли такие ценные бумаги, как ГКО и ОФЗ-ПК. [4]
     * Пятый этап. В настоящее время в соответствие с Программой государственных внутренних заимствований на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, все внутренние займы выражены в виде государственных ценных бумаг и государственных гарантий.
     Структура внутреннего государственного долга на 31 декабря 2016 г., включает в себя следующие виды государственных ценных бумаг, чья номинальная стоимость выражена в валюте РФ:
     1. ОФЗ-ПД (49,0526%) – Облигации Федерального Займа с постоянным доходом, представляющие собой купонные ценные бумаги. Купон выплачивается один раз в год и фиксируется на весь срок обращения.
     2. ОФЗ-ПК (23,9899%) - Облигации Федерального Займа с переменным купонным доходом, дающим владельцам право на периодическое получение процентного дохода (2 или 4 раза в год). Размер каждого купона ОФЗ-ПК объявляется непосредственного перед началом соответствующего купонного периода исходя из текущей доходности выпусков ГКО, которые в свою очередь погашаются в одно время с датой выплаты этого купона.
     3. ОФЗ-АД (14,7567%) - Облигации Федерального Займа с амортизацией долга являются ценными бумагами с известным процентным доходом, дающими право владельцам на периодическое получение купонного дохода (4 раза в год). При этом отличительной особенностью ОФЗ-АД является то, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Несмотря на то, что купон в полной сумме выплачивается эмитентом облигаций тому лицу, которому они принадлежат на дату выплаты, или купонную дату, каждый предыдущий владелец также имеет право на получение дохода пропорционально сроку владения. Это достигается тем, что при приобретении облигаций их покупатель должен выплатить прежнему владельцу помимо собственно цены («чистой» цены) облигаций также и величину накопленного купонного дохода.
     4. Другие государственные ценные бумаги (ГСО-ППС, ГСО-ФПС, ОВОЗ, ОФЗ-ИН) – 12,2008%.[4]
     Согласно данным Минфина РФ, объем государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 31.12.2016 г. составляет 6 979 189,1 млн. рублей, в том числе государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации 1 585 068,9 млн. рублей. При этом Минфин РФ прогнозирует уровень государственного внутреннего долга на конец 2017 года в размере 7,4 триллиона рублей. Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по сравнению с 2016 годом (3,8%) увеличится и составит 4%", — говорится в пояснительной записке к проекту бюджета, опубликованной на сайте Госдумы.
     В 2016 году, согласно проекту, бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга России по сравнению с 2016 годом увеличатся на 60,538 миллиарда рублей в связи с увеличением заимствований и прогнозируемым дальнейшим ослаблением рубля.
     Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга РФ в 2017 году по сравнению с уровнем 2016 года увеличатся на 54,278 миллиарда рублей — до 481,962 миллиарда рублей.
     Динамика объема государственного внутреннего долга Российской Федерации представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации
По состоянию на
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.

всего
в т.ч. государственные гарантии РФ в валюте РФ
01.01.2000
578,23
0,82
01.01.2001
557,42
1,02
01.01.2002
533,51
0,02
01.01.2003
679,91
8,62
01.01.2004
682,02
5,58
01.01.2005
778,47
12,93
01.01.2006
875,43
18,86
01.01.2007
1064,88
31,23
01.01.2010
1301,15
46,68
01.01.2011
1499,82
72,49
01.01.2012
2094,73
251,36
01.01.2013
2940,39
472,25
01.01.2014
4190,55
637,33
01.01.2015
4977,90
906,6
01.01.2016
5722,24
1289,85
01.01.2017
7241,17
1765,46
     Источник: [10]
     Анализ данных позволяет сделать вывод о том, объем внутреннего государственного долга с каждым годом стремительно увеличивается. По сравнению с 2011 годом на сегодняшний день он увеличился практически в 2,5 раза, что составляет 4300,78 млрд. рублей. При этом, если сопоставить данные 2000 и 2016 года, мы увидим, что объем внутренних заимствований увеличился в 1028 раз.
     Причиной этому послужило множество факторов, начиная с перехода к капиталистическим отношениям и заканчивая обостряющейся политической ситуацией на мировой арене. Также значительный рост внутренних долговых обязательств наблюдается в 2014 году, что обусловлено проведением олимпиады в Сочи, на которую были затрачены колоссальные средства, а именно 53 млрд. долларов.
Таблица 2.
Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, млрд. руб.
Виды ценных бумаг
По видам долговых обязательств

ГКО
БОФЗ
ОФЗ-ПК
ОФЗ-ПД
ОФЗ-ИН
ОФЗ-АД
ГСО-ФПС
ГСО-ППС
ОВОЗ
ВСЕГО
На 01.01.1994
0,2
-
-
-
-
-
-
-
-
0,2
На 01.01.1995
10,59
-
-
-
-
-
-
-
-
10,59
На 01.01.1996
65,6
-
7,96
-
-
-
-
-
-
73,56
На 01.01.1997
203,58
-
33,53
3,8
-
-
-
-
-
240,91
На 01.01.1998
272,61
-
47,62
115,78
-
-
-
-
-
436,01
На 01.01.1999
16,82
-
0,13
346,83
-
-
-
-
-
363,78
На 01.01.2000
7,43
-
0,04
402,21
-
-
-
-
-
409,68
На 01.01.2001
3,05
-
24,11
359,21
75,575
-
-
-
-
461,945
На 01.01.2002
19,54
-
24,1
307,82
-
-
-
-
-
351,46
На 01.01.2003
18,82
-
24,1
350,74
-
42,29
-
-
-
435,95
На 01.01.2004
2,72
-
0,001
50,48
-
375,42
-
-
-
428,621
На 01.01.2005
0,02
-
0,001
43,31
-
542,24
-
-
-
585,571
На 01.01.2006
0,02
-
-
123,64
-
596,33
-
-
-
719,99
На 01.01.2007
-
-
-
205,62
-
675,16
52
0,42
-
933,2
На 01.01.2010
-
-
-
288,42
-
807,59
91
10,42
-
1197,43
На 01.01.2011
-
-
-
328,17
-
882,03
132
45,41
-
1387,61
На 01.01.2012
-
-
-
706,37
-
863,38
132
135,42
-
1837,17
На 01.01.2013
-
-
-
1338,59
-
815,58
132
175,42
-
2461,59
На 01.01.2014
-
-
-
1823,7
-
1079,58
132
421,15
90
3546,43
На 01.01.2015
-
-
-
2248,15
-
1048,58
132
545,55
90
4064,28
На 01.01.2016
-
-
-
2688,85
-
1045,98
132
475,55
90
4432,38
На 01.01.2017
0
103,58
1 000,00
2 551,02
75,575
1038,56
132
560,55
90
5551,285
     Источник: [10]
     Исходя из анализа данных таблицы 2, можно сделать вывод о том, что темп роста государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, по состоянию на 01.01.2017 г по сравнению с 01.01.2016 составил 125,2%, что составляет 1118,905 млрд. рублей. При этом, если сопоставить данные 1994 года и 2016, то можно увидеть, что темп прироста равен 2775542,5 %.
      Конечно, сравнивать показатели этих лет не совсем рационально, так как произошла девальвация рубля в августе 1998 года, и темпы роста инфляции в настоящее время довольно значительны. Однако, стремительное увеличение объема государственного внутреннего долга нельзя отрицать. Это обусловлено тем, что в настоящее время при выборе источника покрытия дефицита бюджета предпочтение отдается внутренней составляющей структуры государственного долга, так как в стране проводится политика замещения внешнего долга внутренним. 
     Это объясняется внешнеэкономической ситуацией и нестабильностью экономики Российской Федерации в последние несколько лет. Долговая политика направлена на снижение зависимости от внешнеэкономических факторов и на поддержание способности страны своевременно и в полном объёме отвечать по своим обязательствам. 
     При этом, не смотря на значительный рост объема внутренних государственных заимствований, величина внутренних долговых обязательств находится на приемлемом уровне. Иначе говоря, в перспективе на 2017-2018 года предполагается поддержание умеренной долговой нагрузки. Бюджетная политика государства предусматривает прогноз погашения по видам обязательств государственных ценных бумаг РФ, стоимость которых выражена в валюте РФ.
Таблица 3.
Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации (в части государственных ценных бумагах Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации) по срокам погашения и по видам обязательств
Год погашения
По видам долговых обязательств
ВСЕГО

БОФЗ
ОФЗ-ПК
ОФЗ-ПД
ОФЗ-ИН
ОФЗ-АД
ГСО-ФПС
ГСО-ППС
ОВОЗ
 
2015
-
-
-
-
4,820
-
-
-
4,820
2016
-
-
342,801
-
47,420
-
115,000
-
505,221
2017
-
146,736
300,000
-
85,917
-
0,000
-
532,653
2018
-
-
296,727
-
134,297
-
15,250
90,000
536,274
2019
-
-
486,584
-
81,624
-
-
-
568,208
2020
-
107,142
140,421
-
68,182
-
15,000
-
330,745
2021
-
-
150,000
-
81,075
-
120,900
-
351,975
2022
-
-
146,118
-
43,615
52,000
-
-
241,733
2023
-
-
400,000
75,575
43,613
39,000
-
-
558,188
2024
-
-
-
-
29,504
41,000
-
-
70,504
2025
-
240,165
-
-
29,506
-
54,400
-
324,071
2026
-
-
-
-
29,501
-
-
-
29,501
2027
-
200,000
150,000
-
0,001
-
40,000
-
390,001
2028
-
-
233,307
-
0,001
-
-
-
233,308
2029
-
200,000
-
-
0,006
-
-
-
200,006
2030
-
-
-
-
-
-
-
-
-
2031
-
-
-
-
-
-
-
-
-
2032
-
200,000
-
-
-
-
-
-
200,000
2033
-
-
-
-
-
-
-
-
-
2034
-
200,000
-
-
29,228
-
-
-
229,228
2035
-
-
-
-
58,456
-
-
-
58,456
2036
-
-
-
-
29,228
-
-
-
29,228
ИТОГО
0,000
1 294,043
2 645,958
75,575
795,994
132,000
360,550
90,000
5 394,120
     Источник: [10]
     Таким образом, исходя из данных таблицы 3, можно сделать вывод о том, что к 2036 году ожидается суммарное погашение задолженности в размере 5394,120 млрд. рублей. Причем, прогнозируется неравномерное погашение задолженностей по годам и видам долговых обязательств. В разбивке по годам наиболее активное погашение обязательств наблюдается по ОФЗ-АД, что к 2036 году итого составит 795,994 млрд. рублей. Однако, самая большая сумма долга погашается по ОФЗ-ПД (2645,958 млрд. рублей). А наиболее пассивное погашение займов ожидается по ОВОЗ (в 2018 году – 90 млрд. рублей), который и на данный момент имеет самый маленький удельный вес в структуре государственного внутреннего долга (1,6437%).
     Вывод:
     Под государственным внутренним долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов. Внутренний государственный долг прошел 5 этапов развития, начиная с 1993 года и по сегодняшний день. Анализируя эти этапы, можно сделать вывод о том, что рано или поздно внутренние заимствования выходят за рамки возможностей государства. Примером этому служит дефолт в августе 1998 года. 
     Однако, по состоянию на 1 января 2017 года объем государственного внутреннего долга Российской Федерации составляет 6 979 189,1 млн. рублей,в том числе государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации 1 585 068,9 млн. рублей. И не смотря на довольно быстрый рост государственных внутренних заимствований, величина государственного внутреннего долга находится на приемлемом уровне.
      Одной из задач государства является оптимизация структуры государственного внутреннего долга к 2036 году, так как рынок федеральных облигаций должен содействовать экономическому росту и обеспечивать снижение уровня инфляции, а также защиту государственных финансов от воздействия внешних шоков; расширение ресурсной базы банковской системы страны, увеличение возможности привлечения финансовых средств с внутреннего рынка страны и эффективное использование процентных ставок в качестве инструмента макроэкономического регулирования.
     
     
2.2.Анализ состояния внешнего долга России
     
     
     Внешний долг является важной составляющей экономики любой страны. Исторически многие экономически развитые и развивающиеся страны прибегали к внешним заимствованиям в качестве источника дополнительных финансовых ресурсов. Для анализа состояния внешней задолженности страны актуально рассматривать как динамику совокупной внешней задолженности страны, так и ее структурных частей. Так, в контексте экономики Российской Федерации, актуальна проблема неравномерного распределения государственной и корпоративной задолженности в структуре совокупного внешнего долга. Статистика последних лет показывает значительное превышение уровня внешнего корпоративный долга над государственной задолженностью.
     Таким образом, целью данной работы является проанализировать текущую структуру внешнего долга Российской Федерации с выделением основных направлений и тенденцией ее динамики.
     По данным Банка России, внешний долг Российской Федерации на 1 января 2016 года составил 515,85 млрд долл. США [1]. При этом на органы государственного управления приходится 5,9%, на задолженность Центрального банка – 2,1%, банковская задолженность составляет 25,5%, а задолженность прочих секторов – 66,4% (график  1). 
     Таким образом, можно сделать вывод о том, что 8,1% от внешнего долга приходится на государственный долг, представленный задолженностью органов государственного управления и долгом субъектов Российской Федерации, а 91,9% – на корпоративный долг, включающий задолженность банков, а также других секторов.

     График. 1. Внешний долг Российской Федерации по состоянию на 1 января 2016 года млн долл. США

     При этом интересен тот факт, что до 2015 года статистика внешнего долга представлялась по другой структуре и включала деление на внешний долг государственного сектора в расширенном определении, охватывающий внешний долг органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования и упомянутую в предыдущих пунктах задолженность банков и небанковских корпораций, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом [10], а также внешний долг частного сектора, включающий задолженность банков и прочих секторов, не являющийся квазис уверенным. 
     Если рассматривать динамику изменения внешнего долга Российской Федерации (график  2), то видно, что до 2014 года объем совокупной внешней задолженности растет, начиная с 2014 года, наблюдается падение его уровня. Самый пиковый рост наблюдался в 2008-2009 годах, когда объем внешнего долга вырос на 22 и 48%, а также в 2013 и 2014 годах, когда рост составил 18 и 15% соответственно (график 3).



     График. 2. Динамика внешней задолженности РФ (2006-2016 гг.),
млн долл. США
      

     В 2014 году значение внешнего долга Российской Федерации достигло пикового уровня в 728,9млрд долл. США. За рассматриваемый период, падение уровня совокупного внешнего долга наблюдалось только в 2010 году, когда произошло сокращение объёмов счетов и депозитов нерезидентов в российских банках, и после 2014 года – на 1 января 2015 года падение составило 16%, на 1 января 2016 года – 13%. 
 
       

График  3. Темпы роста внешнего долга РФ по отношению к прошлому году, %

     Что касается соотношения государственного и корпоративного долга в структуре внешней задолженности, то за весь рассмотренный период его превалирующая часть всегда приходилась на внешнюю задолженность российских банков и корпораций (табл. 1). 
     В число стран-кредиторов входило 17 стран: Канада, Австралия, Германия, США, Нидерланды, Австрия, Италия, Бельгия, Великобритания, Швейцария, Дания, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия, Норвегия, Швеция. Общая сумма, выплаченная РФ, составила 22,5 млрд долл. и включает в себя сумму задолженности, а также плату за досрочное погашение. Такие выплаты привели к тому, что на тот момент Россия стала меньше зависеть от внешних факторов, таких как отношения с кредиторами и цен на наши экспортные товары. Что касается задолженности банков и корпораций, то начиная с 2008 года ее доля была не менее 89% с пиковым значением в 93% в 2009 году.
  
  
  Таблица 1.
  Соотношение внешнего государственного и корпоративного долга Российской Федерации
 
1/1/06
1/1/07
1/1/08
1/1/09
1/1/10
1/1/11
1/1/12
1/1/13
1/1/14
1/1/15
1/1/16
Внешний государственный долг
31,9%
15,5%
8,5%
6,7%
9,9%
9,5%
8,6%
11,0%
10,7%
8,7%
8,1%
Внешний корпоративный долг
68,1%
84,5%
91,5%
93,3%
90,1%
90,5%
91,4%
89,0%
89,3%
91,3%
91,9%
     Источник: [10]
     Объем корпоративного долга значительно увеличивается с 2005 года, когда он составлял 108, 1млрд долл. США [1]. В год начала кризиса (2008 год) можно наблюдать снижение.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44